top of page

История Царскосельской дороги

Большая Царскосельская дорога из столицы в Царское Село, ныне - Московский проспект, Пулковское и Петербургское шоссе. Дорога имела общегосударственное значение с самого начала своей истории, поэтому ее облику и состоянию всегда уделялось особое внимание.

 

Необходимость в дороге появилась в 1710 году в связи с основанием царской резиденции. Известно, что уже царь Петр I навестил подаренную Екатерине I Сарскую мызу. Дорогу стали прокладывать от Пулковской горы точно по меридианному направлению - на шпиль колокольни Петропавловского собора, высотной доминанты петровского Санкт-Петербурга, от чего происходит название Царскосельской перспективы.

 

В 1717 году начались масштабные строительные работы, по именному повелению на сооружение дороги направили 150 солдат и 45 погонщиков, доставлявших строительные материалы. Проезжую часть дороги замостили камнем, обсадили по сторонам аллеями деревьев. Уход за деревьями и текущий ремонт проезжей части составляли одну из основных обязанностей пулковских и кузьминских крестьян. За каждым двором закреплялось определенное количество деревьев и участок дороги.

 

Для проезда по дороге при Екатерине I требовалось специальное разрешение царскосельского начальства, поэтому в трех местах она была заставлена рогатками с поперечной перекладиной, впоследствии замененными шлагбаумами с караульными постами при них.

 

Таких караулен было три: одна у нынешних Московских ворот - ближняя; другая - у Пулковской горы, именовавшаяся дальней; и третья, между ними - средняя.

 

С XVIII века название «Средняя Рогатка» закрепляется на местности как имя собственное. «Средняя Рогатка» имела наибольшее значение. В караульный пост сюда направляли матросов из Адмиралтейского ведомства. Здесь было место прощаний и встреч, сюда в давнее время петербуржцы выезжали провожать и встречать друзей и знакомых.

 

Здесь ещё стоял столб с изображением трёх дорог. По дорожному столбу местность носила также название «Три руки», а затем «Четыре руки». Указатель появился в середине XVIII века после того, как в 1744 году вышел указ Сената о «столблении» Царскосельской дороги. Столб изображал три руки, указывавшие направление трех дорог - на Петербург, Царское Село и Москву, на Петергоф и Ригу. В народе столб, а также перекресток-развилка рядом с ним, получили название «Три руки».

 

На Средней Рогатке и в Подгорном Пулкове находились почтовые станции с трактирами и постоялыми дворами.

 

Летом 1714 года возле Средней Рогатки, на пересечении дорог из Петербурга в Москву и из Петербурга в Сарскую мызу (Царское Село), построили одноэтажный деревянный путевой дворец из 8 комнат для отдыха «августейших особ». Вокруг него была дремучая, болотистая местность.

Вскоре он стал тесен, поэтому рядом с ним в 1752-1754 гг. архитектор Ф. -Б. Растрелли построил для императрицы Елизаветы Петровны новый путевой Среднерогатский дворец. Он был одноэтажным, каменным, с 15 покоями (разобран в 1968 году).

 

Еще один деревянный Пулковский дворец был возведен на Пулковской горе. Здесь, 11 мая 1719 года, Екатерина принимала царя Петра I, любовавшегося видом на Петербург.

 

При Екатерине II в 1774-1777 годах архитектор Ю. М. Фельтен построил третий императорский дворец - Чесменский дворец, а в 1777-1789 гг. - церковь Рождества Иоанна Предтечи (Чесменская).

 

Царскосельская дорога связывала Петербург со всей Россией и была очень оживленной, но после перенесения столицы в Москву, утратила прежнее значение. В 1732 году двор вернулся на берега Невы, и дорога вновь оживилась.

 

Ее дальнейшая история связана с деятельностью Комиссии о Санкт-Петербургском строении, созданной в 1737 году. В Комиссии трудился талантливый зодчий П. М. Еропкин. Для осуществления своих градостроительных замыслов он привлек архитекторов М. Г. Земцова и И. К. Коробова. Комиссия разработала план застройки Петербурга. Он, между прочими работами, предусматривал создание площади, впоследствии получившей название Сенной. Площадь должна была соединиться по прямой с Царскосельской перспективой. Благодаря этому перспектива получила ориентацию на шпиль Петропавловского собора. Одновременно бытовало несколько названий дороги в целом: Царскосельская, Московская, а также Московский тракт. Плодотворная деятельность этой Комиссии продолжалась тридцать с лишним лет, почти до конца XVIII века.

 

В 1744 году вышел указ Сената о «столблении» Царскосельской дороги - на ней установили верстовые столбы, и дорога стала «верстовой». (Путевая верста равнялась 500 саженям - 1,0668 километра). В царствование Екатерины II Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы приняла решение о благоустройстве главных въездов в столицу по Царскосельской и Петергофской дорогам и предприняла замену деревянных столбов на каменные. Дорожные знаки были изготовлены по единому образцу в виде обелисков из гранита или мрамора. 

 

Особенно часто использовалась Царскосельская дорога при Екатерине II, которая любила бывать в Царском Селе не только летом, но и зимой. 28 октября 1770 года там был устроен грандиозный придворный праздник - иллюминация во время проезда Екатерины II, цесаревича Павла Петровича и прусского принца Генриха. Тому празднику придавалось большое значение.

 

По Царскосельской дороге часто ездил император Александр I, очень любивший Царское Село, а также многочисленный двор, чиновники, военные. В 1824-1825 гг. по велению государя на дороге провели ремонт, перестроили мосты под руководством инженера П. П. Базена. После этого, в течение века дорога носила название Царскосельского шоссе. К моменту установки Московских ворот в 1838 году количество экипажей, следовавших этой дорогой, значительно возросло. Выросло население города, умножились перевозки людей, писем, денег, посылок.
 

Значение магистрали изменилось с появлением в 1837 году Царскосельской железной дороги, поэтому о первом пути в Царское Село постепенно стали забывать.

 

Южнее Обводного канала начали появляться мелкие фабрики, заводы, мастерские, нужные большому городу. Исключением явилось сооружение на проспекте в 1845 году Новодевичьего Воскресенского монастыря (архитектор Н. Е. Ефимов). Новодевичий монастырь был последней крупной постройкой, созданной в докапиталистический период за Обводным каналом, на Царскосельском проспекте.
 

В 1878 году произошла еще одна смена названия бывшей царской дороги. В память о героическом переходе русских войск через перевал Шипку и об освобождении балканских народов от турецкого ига в ходе войны 1877-1878 гг., проспект был переименован в Забалканский. И не случайно: по нему русская армия ушла из столицы на войну за Балканы и возвратилась домой с победой.


Облик местности по сторонам Царскосельской дороги постепенно изменялся. Город разрастался и двигался за Московскую заставу в сторону Средней Рогатки.

 

Уникальность и неповторимость магистрали придают памятники архитектуры, градостроительства и исторические архитектурные формы - фонтаны, верстовые столбы, обелиски из гранита и Пулковский меридиан, составляющий своеобразный художественно-исторический ансамбль Царскосельско-Московской дороги.

Список литературы:

     Семенова, Г. В. Верстовые столбы и фонтаны Царскосельской дороги [Текст] / Г. В. Семенова // История Петербурга. - 2009. - № 4. - С.6-18: ил. - Библиогр. в примеч.

     Семенова, Г. В. Пулковская гора и ее окрестности до основания обсерватории [Текст] / Г. В. Семенова // Памятники истории и культуры Петербурга: исследования и материалы / сост. А. В. Корнилова. - Санкт-Петербург: Политехника, 1994. - С.154-163: фот. - Библиогр. в конце ст.

     

     Синдаловский, Н. А. Московский проспект [Текст] // Книга перемен: судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре / Н. А. Синдаловский. - Москва: Центрполиграф; Санкт-Петербург: МиМ-Дельта, 2009. - С.156-158.

     Яковченко, Р. Н. Из прошлого [Текст] // Московский проспект: очерк-путеводитель / Р. Н. Яковченко. - Лениград: Лениздат, 1986. - С.7-13, 22-25, 33-38: фот.

bottom of page