У бестселлера «Шантарам» Грегори Дэвида Робертса открылось второе дыхание. Книга и так добрый десяток лет не вылезала из топа продаж, многие её читали, перечитывали и цитировали. А в пандемию наша тоска по наполненным смыслом путешествиям обострилась в разы. Но «Шантарам»-то мы знаем почти наизусть. Что же почитать ещё?
Конечно, подобрать книги, которые бы имели стопроцентное совпадение с «Шантарамом», невозможно. Нечасто преступники, отбывая срок, пишут глубокие и яркие тексты, причём с третьей попытки – два раза рукопись на старте уничтожали надзиратели Грегори Дэвида Робертса. Нечасто встречается такой откровенный рассказ о трансформации пусть вежливого, но грабителя в проницательного ценителя главных человеческих радостей – любви и верной дружбы. Мы взяли за основу ключевые слова «трансформация», «путешествия», «открытия» и подобрали для вас романы и эссе, которые наиболее близки к «Шантараму» по духу.
Ближе всего к Грегори Дэвиду Робертсу – сам Грегори Дэвид Робертс, который спустя двенадцать лет выпустил продолжение и логическое завершение событий «Шантарама»: книгу «Тень горы». Так что если вы соскучились по предельной откровенности Лина по прозвищу Шантарам, индийской экзотике, стали ножей и большой любви, а ещё по какой-то причине пропустили эту книгу, вышедшую почти пять лет назад, – это ровно то, что нужно. «Тень горы. Шантарам-2» начинена ходячими афоризмами и мужественным отношением к житейским невзгодам.
Что объединяет «Шантарам» и дебютный роман Халеда Хоссейни «Бегущий за ветром», кроме того, что оба долгое время находились в топе продаж по всему миру? Сюжет, завязанный на бегстве (по разным причинам) и затем на возвращении к истинному «я» и долгим его поискам. Хасан и Амир, два мальчика – друга, выросшие в Афганистане. Когда началась война, семья Амира смогла уехать в Америку. Семья Хасана осталась. Амир вырос, возмужал, но не смог успокоить мятежную душу: ведь он бросил друга. А ещё не извинился перед ним за одно предательство, о котором Хасан, возможно, даже не догадывался. И тогда Амир вернулся, чтобы спустя годы реабилитироваться в первую очередь в своих глазах.
Документальная журналистика, road-story «В диких условиях» Джона Кракауэра выделяется среди остальных книг этого списка. То, что главный герой в своём странствии погибнет, написано уже на первых страницах. Крис Маккэндлесс счастливо вырос в полной и обеспеченной семье, никогда ни в чём не нуждался, но и особого спокойствия и умиротворённости тоже не чувствовал. Какой-то неведомый голос всё время звал его в путь. И вот, окончив юридический колледж, он взял рюкзак и отправился в пешее путешествие по Америке, не предупредив друзей и родителей. И погиб на одном из этапов своего странствия.
Как и «Шантарам», книга журналиста Грега Мортенсона «Три чашки чая» транслирует личный опыт. Когда Грег ещё не был журналистом, а подрабатывал медбратом в больнице, ему пришла в голову мысль в память о погибшей сестре покорить сложную гору Чогори, которую все называют дикой из-за чрезвычайной сложности восхождения. Грег чуть не погиб и по-новому взглянул на мир, проведя несколько дней среди жителей отрезанной от цивилизации пакистанской деревушки. То, что он увидел, так его потрясло, что Мортенсон поставил себе новую цель: собрать денег, вернуться в Пакистан и построить там школу.
5. Рома едет. Вокруг света без гроша в кармане. Роман Свечников
«Рома едет» – инфантильный дневник путешественника. Инфантильный в самом хорошем смысле этого слова. Двадцатилетний Роман отправился в кругосветку, имея в арсенале один рюкзак и 200 долларов в кармане. Бродяжничал, ночевал где придётся, добирался автостопом, а иногда даже вплавь, познакомился с кучей людей. Старался сразу же фиксировать свои мысли и чувства в дневнике – чтобы не растерялись по дороге, не унеслись вместе с ветром. И очень много всего понял про себя и окружающий мир.
Comments