Как вам такое? Виктор Гюго отлично чувствовал бы себя в эпоху Telegram и прочих мессенджеров, в которых иные сообщения пользователей состоят из пары смайликов или одного эмоджи. Честно говоря, он пошёл даже дальше – написал, пожалуй, самую короткую телеграмму в истории, состоящую всего из одного знака препинания.
Речь в той телеграмме шла о книге «Отверженные» – романе-эпопее, в котором писателю удалось выразить всю остроту своего восприятия социального неравенства. Les Miserables стали вершиной творчества автора, апогеем его карьеры. Произведение сразу же хорошо приняли и критики, и общественность, а впоследствии его признали величайшим романом XIX столетия. В общем, полный успех.
Но как любой писатель, Виктор Гюго не был уверен в себе на сто процентов. Даже несмотря на то, что к тому моменту, как «Отверженные» попали на стол издателя, его первый большой роман «Собор парижской Богоматери» был давно и прочно известен и переведён на многие европейские языки. А ведь до этого был ещё весьма зрелый и хорошо воспринятый «Последний день приговорённого к смерти». А ещё раньше – пылкие лиричные стихи, приведшие к тому, что король Людовик XVIII назначил молодому поэту солидное денежное содержание.
Всё равно, подготовив рукопись к изданию, Гюго волновался. В тот момент, когда книга только вышла, писатель, возможно, не справляясь с напряжением, отправился в отпуск. Но любопытство взяло вверх, Гюго нужно было во что бы то ни стало узнать, как публика восприняла выпестованную вещь. Поэтому он не удержался и послал своему издателю то самое сообщение.
Выглядело оно так: «?»
Издатель, надо отдать ему должное, не сплоховал. Он ответил: «!»
И всё стало ясно.
Comments